ОАО «РЖД» придает большое значение вопросу обеспечения безопасности движения на железнодорожных переездах, работе по улучшению их эксплуатационного состояния и внедрению новых технических средств, направленных на снижение аварийности, однако положение дел в данной сфере продолжает вызывать обоснованную тревогу. Принимаемые ОАО «РЖД» меры по повышению безопасности движения на железнодорожных переездах не позволяют достичь желаемого результата.
По состоянию на 14.11.2023 на сети железных дорог произошло 199 дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП) на железнодорожных переездах, что на 14% больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (в 2022 году – 175 ДТП). В результате происшествий пострадали 100 человек (в 2022 году – 104 человека, снижение на 4%), из которых 46 погибли (в 2022 году – 30 человек, рост на 53%). За указанный период на железнодорожных переездах, обслуживаемых дежурным работником, произошло 13 ДТП (в 2022 году – 3, рост составил более чем в 4 раза). Особую тревогу вызывают ДТП на железнодорожных переездах с пассажирскими и пригородными поездами: по состоянию на 13.11.2023 произошло 62 случая (в 2022 году – 41, рост на 49%). 11.11.2023 в 20-40 на регулируемом, не обслуживаемым дежурным работником железнодорожным переезде 680 км пк 9 перегона Лена – Янталь В-СИБ ДИ произошло столкновение пассажирского поезда № 91 (сообщением «Северобайкальск – Москва», 18 вагонов, населенность 302 пассажира) с грузовым автомобилем марки «Shacman» (владелец ООО «Калина +»), водитель которого грубо нарушил Правила дорожного движения Российской Федерации в части выезда на железнодорожный переезд при запрещающих показаниях автоматической переездной сигнализации. В результате ДТП погибла локомотивная бригада (машинист и помощник машиниста), пострадали водитель (погиб) и пассажир автомобиля.